+38 (050) 023-03-30
Замовити зворотній дзвінок

Субъективный опыт определяется пятью системами восприятия: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной

Автор: Анвар Бакиров

 

Что такое пять сенсорных систем, я думаю, никому объяснять не надо. У всех есть глаза, уши, нервные рецепторы по всему телу, язык и нос. Как их использовать по прямому назначению, я полагаю, все тоже догадываются.

 

Что нового? То, что информацию, которую мы получаем из внешнего мира, можно разделить на сенсорную и на наши суждения об этой информации. Сенсорная информация поступает посредством этих самых пяти чувств. Вот пример наблюдения за внешним состоянием собеседника: "Уголки губ приподняты, видны зубы, глаза сужены, щеки порозовели". Остальное - наши суждения и интерпретации: "Он доволен". Сравните: "Чувствую, будто сосет под ложечкой", и "Мне страшно!"

 

Ну и что? А то, что сенсорная информация объективна и проверяемая. Ее может обнаружить каждый. А вот суждения... Сколько людей, столько и мнений. В ответ на улыбку прохожего можно подумать, что: у меня плохая походка, и он надо мной смеется; он счастлив, что встретил такого красавца, как я; он вспомнил приятный случай. Особо догадливые могут решить, что когда-то в детстве ему на голову упал кирпич... А он просто идет и улыбается. И ничего более.

 

- У вас такие большие очки! Вы наверное очень умный?

 

- Что вы! Просто зрение плохое.

 

- Какие ужасные царапины! Вы завели сиамскую кошку?

 

- Да нет - это у жены острые ногти.

 

Как видите, далеко идущие выводы делать рановато. Домыслы, как это часто оказывается, весьма далеки от истины.

 

Чем еще это может быть полезно? Тем, что любой опыт можно описать с помощью этих самых пяти сенсорных систем. Этот реальный опыт уже можно перенимать и передавать. Как было раньше? "У него талант, с этим надо родиться. Практика, практика и еще раз практика, и тогда к тебе это придет".

 

На самом деле, самая "берущая за душу" музыка - только набор звуковых колебаний определенной длительности, последовательности и интенсивности. Его можно записать на компакт-диск или еще куда, а потом воспроизвести. До изобретения нот способность играть осмысленные музыкальные произведения была сродни магии и колдовству. Сейчас этому можно научиться за вполне конечный срок.

 

Умение "наполнять музыку смыслом" - не более чем способность технически безукоризненно, со всеми паузами, вовремя замедлив или ускорив, усилив или ослабив звучание, проиграть нотный текст. И тогда, если есть хоть один человек в мире, способный это сделать, то его талант уже можно передать множеству других музыкантов. Этому уже можно научить, это уже в терминах сенсорного опыта.

 

Это не так просто, но у ученика появляется конкретная цель, технически достижимая. Инструкция же: "Ты должен наполнить музыку смыслом", эквивалентна: "Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что".

 

"Сразу видно - воспитанный, образованный человек!" "На него можно положиться". "Она такая нежная и заботливая!" "Наша девочка все диктанты пишет на пятерки!" "У него великолепно развито абстрактное мышление". Все эти лестные оценки получены благодаря вполне конкретным действиям. А уж этим действиям можно научиться и этому реально учатся.

    

duals.ru

     

Карта - это не территория
Сознание и тело - части единой кибернетической системы
Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе
Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах
Смысл коммуникации - в полученной реакции
Не бывает поражений - бывает только обратная связь
В основе любого поведения лежит позитивное намерение, оно связано с первоначальным окружением
Любое поведение - выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент
Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами
Вселенная - дружественная среда, изобилующая ресурсами

 

Киевский Центр НЛП и тренингов –
всё для самообразования, личного успеха
и эффективного бизнеса.

Поділіться у соціальних мережах